Закон об образовании предусматривает
поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В
этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень
существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному
миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок
шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него
еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому
обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
Девочки по всем психофизиологическим законам
созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы.
Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им
нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя
и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем
неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие
мальчики, возящие под партой машинки.
Если говорить формально, то детские
психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к
концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая
моторика);
2. Эмоциональная готовность (мотивация к
обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
3. Социальная готовность (потребность в
общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Кстати, если не отмахиваться от вопросов,
которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей
окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без
напряжения.
Скажем, если вы периодически берете ребенка
хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы
купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то
сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит
купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны
названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?…
Таким образом, ребенок научится хотя бы в
первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые
самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе -
чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел
сориентироваться в ситуации и был способен думать.
Поступление в первый класс вовсе не всегда
и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители
первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном
возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший,
вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает.
Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для
малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в
обучении.
Первый класс - это, прежде всего, письмо.
Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в
изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды
деятельности.
Кроме того, надо помнить, что детей,
поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в
курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там
такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.
Действительно, в первом классе, скорее всего,
все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в
третьем классе.
Там он столкнется с составными задачами, к
которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться
слишком сложными.
Если ребенку хорошо в детском саду и
проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им
не торопиться с поступлением в школу.
Умный, тонкий родитель всегда найдет
возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого
существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на
базе детского сада.
Важно помнить: развитый ребенок и готовый к
школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки,
которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное
развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению,
к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и умственное развитие
- это отнюдь не синонимы!
Например, родители ребенка не были озабочены
тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы
научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже
одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не
обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в
первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же
кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в
определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не
проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных
умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии
психических функций, обеспечивающих обучаемость.
А
здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно
развитие социальных умений и навыков.
Ведь
что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система
социализации, дисциплинирующая система.
И
построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой
благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно
учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь
принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу
ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло
читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе
будет осложняться множеством неприятностей.
Существует и еще одна проблема, о которой
почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.
Чем заниматься с
ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
В
первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед
- это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О
навыках самообслуживания было сказано выше.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые
качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до
конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к
речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому
другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки
не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать
фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка,
конструирование.
Бывает, что ребенок по одним показателям
преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него
очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на
его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в
некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным
здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные
основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься
на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает,
ребенок выходит в школу.
Кроме того, родители вправе обучать ребенка
сами на дому через систему экстерната (это форма платного обучения). В подобных
случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении
учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в
соответствии с выданным ему документом.
Если у ребенка есть особые проблемы, связанные
с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется
консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками
поступления в школу и с выбором учебного заведения.
Помочь родителям самостоятельно определить
уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного
для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка развития познания.
- Владеет ли ребенок основными понятиями:
правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие
принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не
могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить
как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв
алфавита?
Оценка базового опыта ребенка.
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в
магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать
малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо,
есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития.
- Может ли ребенок назвать и обозначить
основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы
взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат
различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены
какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать
произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения
грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем
разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития.
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди
товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека,
который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться"
при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно,
соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться.
- Включается ли малыш в игру других детей,
делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого
требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не
перебивая?
Оценка физического развития.
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение
некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных
навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься
по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и
отдохнувшим?
Зрительное различение.
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и
несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие
слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память.
- Может ли ребенок заметить отсутствие
картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну
убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы
шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие.
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в
заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева
направо?
Уровень слуховых способностей.
- В состоянии ли ребенок различать слова,
начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым
несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю,
сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам.
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть
книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает,
когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они
значат и т.п.?
Общая и психологическая
готовность.
Может ли ваш ребенок:
- Объяснить с помощью слов, а не показывая
пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например, "покажи
мне…"
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Четко выговорить свое имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на бумаге?
- Пользоваться красками, пластилином, цветными
карандашами, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем
ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним
разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы
выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или
рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я - человек, который
многое может?
- "Подстраиваться", когда взрослые
меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его
предметам?
- Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в
подготовке его к учебе.
(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с
вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение
значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения
ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения
ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две
собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место, которое
отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая
газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей
что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать все за малыша,
прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле
увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка
смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на
прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк,
в театр, в музей?
...Хотим обратить ваше внимание на то,
что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и
вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без
исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно
пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и
варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
У
любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой
информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство -
тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность
ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских
вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к
знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не
отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их
любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не
относится) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к школе
включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в
нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к
пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе
обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной учебы
был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо
учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в
веселую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.
То
же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем
более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой
вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый,
яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от
обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных
рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то
знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной
жизни.
И
потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в
реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет).
Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а
постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его
эти полезные знания получать.
Еще
одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной
стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот
процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое
блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом
- помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол,
потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…
Во
всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как
бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя
результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру,
вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать
подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы
школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность
сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как
показывает практика, наиболее успешные результаты.
И
главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до
сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря,
все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту
пытливость поддерживать, а не подавлять.
0 коммент.:
Отправить комментарий